Усть-Баяк

деревня Усть-Баяк

56°37′31″ с. ш. 57°59′55″ в. д.

Субъект Свердловская область

Входит вКрасноуфимский район

История и география

Часовой поясМСК+2:00

Население

Население387 чел.

Коды

Телефон34394

Почта623335

Код ОКАТО65224871001

Код ОКАТО65713000296

Усть-Баяк — деревня в Красноуфимском округе Свердловской области. Ранее входила в состав Усть-Баякского сельского совета.

География

Усть-Баяк расположен на обоих берегах реки Баяк, в 14 километрах на восток от административного центра округа и района — города Красноуфимска.

Усть-Баяк как и вся Свердловская область, находится в часовой зоне МСК+2. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00.

Усть-Баяк

История

В деревне Усть-Баяк на собственной вотчинной земле проживали башкиры — кущинцы и припущенники. В 1859 году их было 238 человек.

Население

Согласно переписи 2010 года, в Усть-Баяке проживают татары.

Улицы

В Усть-Баяке девять улиц: Гагарина, Ленина, Мирная, Набережная, Озёрная, Октября, Советская, Трактовая и Энергетиков; один переулок — Трактовый.

О деревне

Деревня Усть-Баяк основана в 1654 году. На местном кладбище деревни Усть-Баяк были найдены надгробные камни с высеченными датами рождения и смерти людей, живших в деревне. Камни были с датами рождения начала 1600-х гг. В музее Усть-Баякской школы хранились эти надгробные камни. Здание старой школы сгорело в 1983 году, при тушении пожара разрушились эти надгробия.

С начала XVII века эти земли стали интенсивно заселяться башкирами. Географическое положение и климат понравились вотчине родовых объединений башкир. Их появление в этом регионе было вызвано колонизацией русскими Башкирского Приволжья. Семьи, лишенные вотчинного права на землю, постепенно становились припущенниками на землях других племен, которые назывались тептярами.

В конце XVII века, после покорения Казани Иваном Грозным, татары стали переселяться на западные склоны Уральских гор. Они нанимались на работу к башкирам.

Трудолюбивый татарский народ понравился башкирам – тептярам. Они стали жить сообща, дружно. Татары и башкиры совместно стали возводить мечети, медресе, справляли совместные свадьбы. Так происходила естественная ассимиляция татарского и башкирского народов. Откуда возник и наш местный диалект.

Местности по берегам реки Баяк дали название «Бай – як» (богатый край). Местность деревни вдвойне благоприятна: берега реки Баяк и Уфы.

В основном строили свои дома из дерева. Срубы рубили из сосны, лиственницы и других пород дерева. Дома строили добротные с надворными постройками и сараем для домашнего скота и птицы. Для строительства домов хорошо выбирали местность, чтоб весенние воды не затопляли поселения. Поэтому деревня начала строиться с улицы Мирная. Раньше эта улица называлась Этембай, затем Атячавыл, в настоящее время — Мирная.

А то, что местность была заселена ранее башкирами, еще доказывают некоторые архивные данные. Так, в записи № 12 в Архиве значится: Габделькавый родился 12 июля 1910 года, отец башкир Гималетдин, сын Вилдана Миндиярова, мать – Фатима, дочь Габдельрахмата.

В «Списке населенных мест по сведениям 1869 года» имеется информация: Красноуфимский уезд 4 – стан. Между течением реки Уфы и южной границей уезда, от г. Красноуфимска к востоку до речки Арти, впадающей с левой стороны в реку Уфу. Усть-Баяк деревня при речке Баяк. Расстояние от уездного города: 10 верст, число дворов – 50, число жителей: мужчин – 125, женщин – 127. Есть мечеть.

В «Списке населенных мест по сведениям 1891 года»: Ювинской волости Рахмангуловского общества, на речке Баяк, до волости 22, Красноуфимска, школы, врача, ближайшего селения и базара 12, 1 мечеть, 1 медресе, 1 кузница, Сызгинский хлебный магазин, вода из речки, ключей и озера. Башкиры- вотчинники и башкиры-мещряки.

В 1880-1890 гг. стали строить большие дома. До наших дней сохранились некоторые из них. Это дома по улицам: Советская 33, Набережная 5, Ленина 21 и 49.

В «Списке населенных мест Пермской Губернии за 1905 год имеется информация: Красноуфимский уезд, Ювинская волость, Усть-Баякское общество. Всего дворов 132. В том числе дворов крестьян, приписанных к обществу – 130, дворов разночинцев, не приписанных к обществу – 2. Из числа дворов, приписанных к обществу, занимающихся земледелием – 122, не занимающихся земледелием – 8. Население, приписанное к сельскому обществу: мужчин – 366, женщин – 368, всего – 734. Народность и разряд крестьян, приписанных к сельскому хозяйству: башкиры, вотчинники.

Первую мечеть построили очень давно, где-то в 1800-х гг. От старожила д. Усть-Баяк Хатиятовой Фаризы, 1913 года рождения известно, что первый мулла был Фархатча бабай, который приехал с молодой женой из Татарии. У них родился сын Давлятша. Эта семья владела грамотой. В последствии их дети Фагиля, Гаптеляваль и Флера стали учителями.

Когда Фархатча бабай стал старым, работать муллой было тяжело, в деревню приехал молодой мулла Ахмадьян Хасанов. Работая муллой, он обучал своему мастерству сына Хасана. Когда Хасан вырос, его отправили учиться в Уфу. Вернулся он в 1905 году. К его возвращению построили новую мечеть. За мечетью стоял дом для семьи, а рядом с мечетью – новое медресе. Он проработал муллой 12 лет, до Октябрьской революции.

Началась Гражданская война. По сведениям бывшего сельского библиотекаря, жителя деревни Шайханова Кашафа, 1913 года рождения, добровольцами ушли на фронт против Колчака: Габдулхаевы Рамазан, Гафар, Ярмухаметов со своим братом Хамматом. В деревню они больше не вернулись.

После изгнания колчаковцев с Урала в 1919 году бедняки получили землю, но в одиночку возделывать было тяжело и нечем. Они голодали, бедствовали. Большая часть работала на зажиточных крестьян с утра до позднего вечера, а за работу получали расчет картофелем и мукой. На хлеб муки не хватало, ее сыпали только в суп, измеряя ложками.

Жизнь продолжалась. Следы колчаковцев надолго запомнились устьбаякцам. Мина, оставленная на поле боя, унесла жизнь мальчика Хазиахметова.

1921-1925 гг. были очень тяжелыми. Свирепствовал голод, тиф. В эти годы работал в деревне урядником приезжий латыш по имени Ян. Затем участковым уполномоченным милиции работали: Адиуллин Вафый, Сунгатов Ахматгарай, И. И. Тимохин.

По рассказам сторожила деревни Гиматовой Минур Сунгатовны, 1926 года рождения в 1926 году в Усть-Баяке был создан Усть-Баякский сельский Совет. Первым председателем был Сафаров Бадыйк, секретарем Ахтаров Мухитдин. Позже работали Бахажат Садыкова, Шамсутдин Шигаев, Мубин Шигаев.

В 1927 году был создан колхоз «Новая жизнь». Первым председателем был Сафин Валий. Человек он был хваткий, грамотный, колхоз начал быстро развиваться. Выращивали скот, сажали овощи.

После создания колхоза, работал в деревне сахарный завод на месте дома Барыя Саляхутдинова по улице Советская № 4. Выпускали сахар, крахмал, сироп, патоку. Отходы крахмала выдавали бесплатно населению для скотины.

Со всей округи приезжали люди сюда работать. В лесу собирали березовый сок, из него получали сироп. Завод просуществовал до 1946-1948 гг. Производили деготь.

Была и птицеферма 1932-1939 гг., разводили кур и гусей. До войны в деревне был и цех по обработке льна.

В первой половине 1930 годов здания мечети передавались под культурно-просветительные учреждения по всему Красноуфимскому району. Под эту волну попала и деревня Усть-Баяк. На мечети убрали минарет, переоборудовали под клуб. Избачем назначили Канифа Садыкова. Впоследствии здесь работали: Мугин Саляхутдинов, Наиль Садыков, Алхас Нуртдинов, Ракиба Хаерзаманова, Илгиз Тагатов и др.

А муллу Хасанова Хасана арестовали и сослали в Тобольск. Через три года он вернулся слепым. Несмотря на состояние своего здоровья, он продолжал нелегально работать до 1947 года. Сын Гаптрашид всюду сопровождал слепого отца, учился у него читать молитвы и коран.

В медресе открыли школу. Она существовала до открытия новой школы семилетки в 1931-1932 учебные годы. При строительстве этой школы активное участие принимали Худайберди Шигаев, Вафый Адиуллин. При семилетней школе была своя библиотека со значительным количеством книг, но только для детей.

В округе школа была самая большая. При школе был построен интернат для учащихся из других деревень: Азигулово, Биткино, Бишково, Манчаж, Верхний Баяк, Рахмангулово, Куянково, Васькино и Контуганово.

Под руководством первого директора Ахметова работали учителя из Татарии (Мархаба апа, Райса апа Сунгатуллины), из Башкирии (Ханиф Тимерханович Гильмутдинов). Были и местные учителя, которые, окончив педагогическое училище, посвятили себя деревне.

В апреле 1936 года население д. Бишково Усть-Манчажского сельского Совета передано в Усть-Баякский сельский Совет, который существовал до 1954 года.

Населению нужен был магазин с товарами первой необходимости. И Касим Каюмов организовал сельмаг, сам привозил товар, сам же и торговал. Товары завозились из Перми и из г. Ревды. Как говорили сельчане «сельмаг» стоял на очень удобном месте по адресу улица Советская 27. Торговали привозным товаром первой необходимости. Хамматов Махамай бабай открыл скобяную лавку, дом на 5 окон и сейчас сохранился, по адресу улица Ленина 33.

Цивилизация потихоньку стала приходить в деревню. Провели радио в 1937 году и по вечерам все собирались у магазина послушать передачи с единственного громкоговорителя на столбе.

Годы репрессий не обошли стороной и Усть-Баяк. Первым репрессировали директора школы Ахметова Сафыя. Затем председателя колхоза Сафина Валия, за ним Хажия Хазиахметова, Зияла Нуртдинова, Мифтаха Ахтямова. Председателем колхоза выбрали Гаптия Габдрахманова, позже Хатипа Галиуллина.

Директором школы назначили Гафура Габдрахманова. Он проработал до 1941 года, а в этом же году назначили Хадыя Саляхутдинова. Очень старательный, любящий свою деревню, он отдал много здоровья для поднятия уровня школы.

После образования колхоза и открытия школы, в деревне была организована партийная ячейка. Туда входили первые коммунисты Гафур Габдрахманов, Марва Габдрахманова, Абдуллин Мидхат, Сакаева Разыя апа. Они являлись и депутатами. Молодые учителя создали комсомольскую ячейку: Сафый Нусратов, Ханиф Гильмутдинов, Каниф Садыков, Кашаф Шайханов.

В 30-е гг. избач по имени Габдулхак позвал к себе домой односельчан в гости. Вместо угощений и яств на стол, представил книги классиков и периодическую печать, всячески расхваливая их. Гости немного полистали и молча разошлись.

В предвоенные годы, по призыву «двадцатипятитысячников» в деревню приехала Кинева Прасковья Варфоломеевна. Она стала заведующей колхозной фермой, привезла с собой много книг и выдавала под роспись всем желающим прямо на ферме. Умерла здесь же и, по ее завещанию, похоронена рядом с фермой на опушке соснового леса. По рассказам жителя деревни Ахтямова Раиса уже в 50-х годах останки П. В. Киневой увезли и перезахоронили родственники.

В доме раскулаченного Музипова Идията в 1937 году начала работать больница. Первой акушеркой была Марват Габдрахманова, родом из деревни Шуртан. Она работала до 1941 года.

В 1939 году в колхозе было 202 двора, 889 человек, в том числе трудоспособных 341 человек. Развивалось полеводство, луговодство, овощеводство, животноводство, имелись мельница, кузница, занимались переработкой молока.

Началась Великая Отечественная война. Около 200 мужчин ушли на фронт. Многие, более 70 человек не вернулись домой, остались на поле боя.

В колхозе тогда оставались только старики, женщины и дети. Работать было очень тяжело. В это тяжелое время председателем колхоза работал Сабир Шабанов, его комиссовали из–за инвалидности.

Из-за болезни Хадыя Саляхутдинова комиссовали, который одиннадцать лет проработал директором школы.

Во время войны работала в больнице эвакуированная из Ленинграда Хазиева Айна. В 1943 году она уехала к себе на Родину и в больнице стала работать Ямалия Ахтарова.

Не смотря на большие потери на войне, односельчане дружно работали на строительстве деревни. В 1943-1945 гг. Дилми Абдуллин построил кирпичный завод. В работе завода участвовали многие, который проработал до 1947-1948 гг. Для замешивания глины загоняли даже скотину.

Почти 5 лет шла война. Участники войны вернулись домой с боевыми наградами. Ахтаров Вахит служил моряком на Дальном Востоке 7 лет. Ямал Минязев оборонял Москву, имеются награды. Камал Минязев и Вафый Адиуллин воевали на брянщине кавалеристами, вернулись инвалидами войны. Так же воевали в брянских лесах Лябиб Габдулхаев и Салим Миргалимов, вернулись ранеными с наградами в 1944 году. Саяр Гафаров воевал на Рижской Дуге, был ранен, пришел в звании лейтенанта. Миннулла Закиров на войне потерял руку, вернулся с наградами.

После войны вернулся Идиятов Сабир, прошедший войну, работая в госпиталях, опытный по тем временам врач. В родном доме он работал всю оставшуюся жизнь, до пенсии. Немалую роль играло то, что в деревне был свой роддом. Тогда не было транспорта везти рожениц в город, были только лошади и телеги.

Ясавий Ахтямов сразу же после возвращения с войны был избран председателем колхоза. При нем была проведена электрификация деревни в 1961 году. Построили плотину на реке Баяк. Но, к сожалению, плотину снесло в аномальный паводок 1946 года. На строительстве плотины трудились опытные тогда механики: Вафый Валиев, Шамсутдин Шигаев. Особый вклад внес Шигаев Шамсутдин. Он очень хорошо разбирался в технике. Свой опыт передавал молодежи.

По рассказам Хатиятовой Фаризы, в послевоенное время было тяжело, детей оставлять было негде открыли детский сад в частном доме по улице Ленина 61 в 1948 году.

Сельскую библиотеку организовали сразу после войны в одной из пустующих комнат в здании сельского Совета. Заведовала ею молодая девушка Шигаева Сауда из Верхнего Баяка.

После закрытия сахарного завода, помещение переоборудовали и открыли ясли. Заведующей была Хава Сунгатуллина, воспитателем Гольнисора Бизяева. Позже заведующей работала Омельханий Бизяева. Хлеб для яслей и рабочих пекли на дому Магашук Шигаева и Галлямова Гайний.

Появились первые трактора. Шамсутдин Шигаев был первый, кто повел трактор. Недаром он на войне был танкистом, воевал в Японии. По стопам отца пошел и Идрис Шигаев. Он много лет работал механиком, тоже обучал молодежь.

В 1957 году, общее собрание членов колхоза «Новая жизнь» от 7 апреля приняло решение о прекращении своей деятельности и передаче своих земель, общественного имущества и переходе колхозников в совхоз «Крыловский» на правах рабочих.

В 60-х гг. провели электрификацию деревни, появились первые электроплитки, радиолы, утюги, потом пришло и телевидение. Рассказывает житель деревни Раис Ахтямов, 1946 года рождения: «Однажды начали строить ферму для скота на месте огородов жителей нынешнего переулка Трактовый. Тогда еще не было улицы, ни одного жилого дома, чистое поле. Уже начали строить фундаменты из бутового камня, навезли стройматериалов, в растворной яме загасили известь. Работали наши деревенские мужики. Мы, молодежь, смекнули каково будет жить рядом с фермой, с навозной жижей в речке Баяк. Собрались на комсомольское собрание, озабоченные этим безобразием. Вынесли решение собрания, резко осуждающее начатое строительство. С этой бумагой обратились в райком комсомола. Совхозу пришлось свернуть строительство фермы».

После проведения денежной реформы народ на селе стал жить лучше, возникла необходимость уже не только в товарах первой необходимости. Строительство в деревне большой, по тем временам с кирпичной кладкой здания магазина по улице Советской на берегу реки Баяк, на развилке дорог стал большим праздником для жителей деревень Усть-Баяк, Новый Путь и Усть-Торгаш.

В магазине торговали не только хлебом и сахаром, начали привозить телевизоры, велосипеды, ковры и посуду. Со времен открытия нового магазина в нем работали много женщин, но самый большой стаж работы с 1956 года до ухода на заслуженный отдых проработала старший продавец Магасумова Минкамал.

Магазин работал на 2 отдела: продовольственные и хозяйственные товары. Молодыми девушками пришли на работу в магазин Мусина Галия Хасановна, Шигаева Лилия Шамсутдиновна. Шигаева Лилия Шамсутдиновна отучилась дальше на товароведа и уехала в г. Красноуфимск, работала многие годы в Красноуфимском РайПо.

Совсем молодыми девушками пришли работать продавцами Тагатова Фирдависа Вафыевна, Адиуллина Хатима, Идиятова Назиля и др. В самые переломные годы, когда не было в магазине товаров, все продавалось с колес, много было скандалов в очередях за товаром, когда начался сухой закон. В магазине работала старшим продавцом Зиннатова Альфия Валиахматовна. Стаж работы 22 года. Много лет отработали продавцами Магасумова Заниянур, Садриева Снежана, Шигаева Энже и другие. Магазин сначала отапливался дровами, в каждом отделе построили печки. Продавцы сами топили печи. Уже в 70-х годах поставили пристрой к магазину, сделали кочегарку, провели трубы. Эта работа вменялась уборщику помещений, топила печь и уборку делала много лет Вафиева Бика Масабиковна.

В 60-е гг. Усть-Баякским отделением совхоза стал управлять Мубин Шигаев. На берегу реки Уфа построили новую ферму в 1975 году для крупного рогатого скота на 400 голов. Первыми ветврачами были Мусабиков Хабиб, Мордвинов Геннадий, Мусафа Мусин, Аюп Муфлиев и другие. От фермы недалеко построили пилораму «Локомобиль», который сгорел в 1976 году и больше его не восстанавливали. На нем работали Шамсутдин Шигаев, помощниками были Вафый Валиев, Муллахмат Шигаев.

За годы существования фермы было много передовиков. Это телятницы Маузий Мухамадьянова и Надима Шаяхова. Около 10 лет проработал бригадиром Мугин Саляхутдинов. Фагиля Нусратова работала осеменатором с 1981 года и до закрытия фермы. В 1986 году за первое место по району выхода телят ей дали путевку в Германию.

С молодости и до пенсии проработал на ферме Мусафа Мусин. Зоотехником и бригадиром долгие годы работала Гиматова Минур Сунгатовна, она была награждена медалью «За успехи в животноводстве» и путевкой на ВДНХ в Москву в 1959 году. Гильмиянова Мосанифа, Талха Шарипов, Вакиль Гатауллин работали ветеринарными врачами. Сено для фермы заготавливали за рекой. Поэтому, чтобы переправляться через реку Уфа, каждой весной спускали на реку паром. А позже, в 1968 году с помощью воинской части построили мост.

В 1954 году Усть-Баякский сельский Совет перешел в Крыловский сельский Совет, а хозяйство стало отделением № 2 «Крыловского совхоза». Первым управляющим отделения стал Файзи Гиндуллин. До 1969 года он много труда вложил в улучшение жизни населения. Много новых домов было построено в эти годы. Из деревни Ачыкьяр (Октябрь) были перевезены дома в деревню Усть-Баяк и построена улица Октября.

В Усть-Баякской библиотеке с февраля 1964 года и до конца 1966 года работала молодая Абдулова (Тахаева) Марзия. Она была комсомолкой, спортсменкой и активисткой. Зимой по лыжам, а летом по бегу в районных соревнованиях занимала призовые места. Много работала с молодежью. В связи с замужеством и отъездом из деревни эстафету от нее принял ветеран Финской и Великой Отечественной воин, старший лейтенант запаса и кавалер ордена Красной Звезды Шайханов Кашаф Казакович. По его инициативе и настойчивости библиотека переехала в другое просторное здание. Уходя на заслуженный отдых, в 1973 году, он передал дела Мавлетбаевой Назифе, которая проработала два года.

Аниса Хамидуллина, будучи почтальонкой в деревне, при помощи Шайханова Кашафа Казакеевича, сумела организовать в Усть-Баяке почтовое отделение и сберегательную кассу в 1965 году. Она много лет проработала начальником почты и пользовалась заслуженным уважением односельчан. В каждой семье выписывали много газет и журналов, выдача пенсий возлагалась также на почту.

Таскира Афризунова, после окончания школы-семилетки, устроилась работать почтальонкой. Не испугалась трудностей, четыре года возила почту из Рахмангулово. Долгие годы она возила почту и в деревни Усть-Торгаш, Новый Путь, до самой пенсии.

С молодости Сагида Шигаева много лет проработала почтальонкой, начальником почты.

В 1975 году стала заведовать библиотекой Хузина Сания Мугиновна. По ее воспоминаниям, в те годы в библиотеку поступало очень много книг и более трех десятков периодических изданий. В связи с отъездом семьи из деревни, в 1985 году она оставила библиотеку Рахимовой Гульсаре Янгировне, выпускнице Красноуфимского педучилища, которая проработала до июля 1993 года.

Двухэтажное здание, в котором располагается Усть-Баякская школа сегодня, было построено в 1985 году. Просторные кабинеты, широкие коридоры, спортивный зал, столовая, мастерская, библиотека – стали вторым домом для учеников деревни. Строители вручили символический ключ директору – Савадию Ахметовичу Ахметову, который возглавлял школу более 27 лет. В разные годы директорами были: Рамиля Камиловна Садыкова, Луиза Хамитовна Нуреева, Алевтина Талгатовна Сабитова.

Тепло души ученикам многие годы дарили учителя: Захира Канафеевна Ахметова, Мунира Миннуловна Валиева, Рамиля Гафуровна Карымова, Тамара Захартовна Галиуллина, Фаукана Нурлыгояновна Ахтарова, Лилия Шакуровна Миргалимова, Эльвира Фазылдьяновна Канипова, Муслим Мубинович Каюмов, Зумфира Мугаллимовна Гаптиева, Наталья Ивановна Козлова, Раида Мухаматнуровна Магасумова.

По ходатайству населения, под руководством Раиса Ахтямова, в 1989 году разрешили Усть-Баяку выделиться в отдельный сельский Совет. Начали с нуля, с одной комнатки в фельдшерском пункте. Председателем назначили Раиса Ахтямова, секретарем стала Раиля Минязева. А Раиля Габдулхаева – бухгалтером, обе молодые девчонки, только с курсов бухгалтеров. Денег на обустройство нового сельского Совета не было. Стол и скамейку принесли из клуба, не было ни печати, ни пишущей машинки, ни сейфа.

Рассказывает Раис Ясавиевич Ахтямов: «Несомненным успехом работы сельского Совета считаю строительство водопровода в деревне (первая линия водопровода была построена еще в 1974 году), вторая основная линия была сделана в 1991 году. Люди задыхались без питьевой воды, особенно летом, когда по реке текла одна муть».

В то же время люди, особенно молодежь, загорелись идеей построить в деревне мечеть. Желание было, а денег нет. После посещения районного начальства, ходоками: Мубина Шигаева, Габдуллы Габдрафикова, Гаптрашида Хасанова, Габдульназипа Зиганшина — добились первых денег на 15 000 штук кирпичей. Вся тяжесть строительства мечети легла на плечи Рафила Зиятдинова. Он, как истинный патриот деревни, делал все возможное и невозможное, организовывал молодежь бескорыстно работать на строительстве. Строительство началось осенью 1992 года и продолжалось в течение семи лет. Торжественное открытие мечети состоялось в июле 1999 года.

Это было огромное и важное событие для Усть-Баяка. Говорит Рафиль Залялитдинович Зиятдинов: «Наша мечеть построена из красного кирпича, и она получилась очень красивой, с высоким минаретом. В строительстве участвовали в основном молодежь. В некоторых работах привлекались учащиеся школы. Вот имена наиболее активных участников строительства: Фанис Фазлыев, Алик Миннуллин, Гайфулла Хатиятов, Фаниль Ахмадьянов, Мусабик Хисамутдинов, Фоат Музипов, Рафис Шайханов, Данис Ахметзянов, Касим Сабитов, Халиль Ахмадянов, Рим Унербеков, Ерик Тажиев, Рустам Габдулхаков, Данил Хисамутдинов, Руслан Хуснуллин, Дамир Идиятов, Гарифулла Садриев, Нургали Галлямов. Возглавлял строительство – Рафиль Зиятдинов».

В январе 1992 года деревня из состава совхоза «Крыловский» вышла и образовала самостоятельное хозяйство ТОО «Усть-Баякское» и первым директором стал Ахтаров Нафис Мутыгуллович. Сельчане стремились к независимости и думали, что самостоятельность придаст им дополнительный стимул к развитию деревни. Не многие смогли встать на рельсы преобразований, и перейти в формат фермерства. Люди выходили из ТОО «Усть-Баякское» и получая земельные паи, регистрировали крестьянские хозяйства, однако столкнувшись с определенными трудностями в новых условиях рынка самоликвидировались. 14 крестьянских хозяйств перестали существовать. Многие вынуждены были искать работу за пределами деревни.

Однако были и исключения. Раис Ясавиевич Ахтямов, получил землю в 1995 году в 5 км от деревни, на месте старой деревни «Ячык-яр» («Открытый берег»), зарегистрировал крестьянское хозяйство под названием «Заячий брод». Прежде чем определиться с основной культурой для выращивания, испробовал почти все. Среди них была и земляника, и чеснок, и лук, и картофель, но учитывая трудозатраты, остановиться решил на капусте и огурцах. Дальше – больше, со временем приняли решение освоить и животноводство. Стал выращивать крупнорогатый скот для продажи мяса. Со временем Ахтямов Раис Ясавиевич передал свое дело своим сыновьям Ринату и Расиму, которые и по сей день продолжают дело отца.

В 1993 году на должность сельского библиотекаря вступила Хамидуллина Аниса Ясавтдиновна. Как большинство женщин предпенсионного возраста, она была аккуратна и пунктуальна во всем. Провела значительную работу по изъятию из книжного фонда изданий, не отвечающих требованиям времени. Ушла на пенсию в ноябре 1996 года.

Принявшая очаг культуры Канипова Гульнара Кадимовна проработала до 1999 года. Распад совхозов и колхозов, упадок сельского хозяйства вынудили ее семью податься на север.

Рахимова Гульсара Янгировна опять стала заведовать библиотекой. Проработав всего лишь три года, в сентябре 2003 была уволена в связи с сокращением числа библиотек в Красноуфимском районе. Книги были переданы в школьную библиотеку.

После педучилища приехала молодая учительница начальных классов Мунира Минулловна Валиева. Здесь вышла замуж, вырастили с мужем двоих детей, проработала в школе до пенсии.

А учителя Рамиля Камиловна Садыкова и Расима Гафуровна Карымова, после окончания педучилища вернулись работать в родную школу. Заочно получили высшее образование, где проработали сорок лет.

Миннегуль Мухаметдинова свою трудовую жизнь начинала в школе с пионервожатой, затем работала заведующей клуба.

Усть-Баякский территориальный отдел Администрации МО Красноуфимский округ был образован в 2006 году. С 2006 по 2016 год начальником отдела работал Суфиев Раис Андарзянович. Затем его сменил на этом посту Шарипов Ильдар Ильдарович, который трудится и в настоящее время.

Председателем Совета ветеранов д. Усть-Баяк в течение 14 лет является почетный житель деревни, почетный ветеран района Рамиля Гафуровна Карымова. Под ее чутким руководством, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, Совет ветеранов активно участвует в общественной жизни деревни, района и области.

В 2011 году из числа ветеранов и пенсионеров был создан ансамбль «Чишма», который своим творчеством нес людям радость и помогал отвлечься от насущных проблем. Не одно культурное мероприятие – Сабантуй, Навруз и другие, не проходили без участия ансамбля. Участвовал в фестивалях различного уровня, где были отмечены грамотами. Руководила ансамблем Мухаметдинова Миннегуль Мугиновна.

«Крыловская ветеринарная лечебница» в 2011 году переехала в деревню Усть-Баяк и переименовалась в «Усть-Баякский ветеринарный участок». Ветеринарный пункт обслуживает семь населенных пунктов – Усть-Баяк, Рахмангулово, Бишково, Крылово, Средний Баяк, Верхний Баяк, Куянково.

Силами ветеранов в 2014 году был создан музей в деревне, руководителем которого является Миннегуль Мугиновна Мухаметдинова. В музее выставлены стенды: «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Погибшие и вернувшиеся во время Великой Отечественной войны»; «Дети войны»; «Труженики тыла»; «Воины-интернационалисты»; «Жизнь и занятия в деревне»; «Матери-героини»; «Спортивная жизнь»; «Деревенская изба»; «Орудия труда в деревне»; «Национальные костюмы»; Национальные украшения дома»; «Народное образование и история деревни».

На базе музея проводят: «Дни открытых дверей» в памятные даты – 9 мая, День памяти и скорби; выставки национальных платков и полотенец, экскурсии и уроки мужества для школьников.

4 ноября 2018 года состоялось важное и радостное событие – долгожданное открытие нового сельского клуба. В сжатые сроки взамен ветхого здания возведен новый модульный объект, вместивший в себя актовый зал на 70 мест. Заведующая клуба – Лилия Нургалиевна Тагирова, художественный руководитель – Муслим Мубинович Каюмов. В 2020 году создали на базе клуба вокально-хореографический ансамбль «Ляйсан», в коллектив которого входят молодые и пожилые творческие таланты деревни. Молодой коллектив ансамбля только за первые три года успел о себе заявить на многих фестивалях.

В 2018 году было обустроено загон-пастбище в деревне своими силами.

В 2019 году началось строительство новой дороги (отсыпка дороги щебнем), связывающей две части деревни разделенные рекой и завершилось в 2020 году. Общая протяженность дороги составляет 662 метра.

2019-2020 гг. прошел ремонт дороги по улице Мирная. Дорога отремонтирована вместе с радиусом поворота. Разработан грунт и распланированы площади щебнем, устроены водоотводные канавы и уложена водоотводная труба длиной 9 м.

В д. Усть-Баяк 24 июня 2020 года завершили ремонт и реконструкцию памятника павшим воинам Великой Отечественной войны, в обновленном памятнике теперь 2 списка – это список павших и список вернувшихся с победой солдат. В списке есть фамилии воинов и деревень Новый Путь и Усть-Торгаш.

В конце июня 2020 года в д. Усть-Баяк появилась детская площадка для игр. Ее сооружение – пример единодушия и умения трудиться сообща. Площадка сооружена силами общественного совета, родителей и молодежи. В течение месяца односельчане изготавливали спортивно-игровые снаряды.

В сентябре 2020 года в деревне были установлены контейнерные площадки…

В 2021 году выполнены работы по ремонту дороги по улице Гагарина.

1 октября 2020 года в д. Усть-Баяк приезжал Министр физической культуры и спорта Свердловской области Леонид Рапопорт. Он приехал в деревню по приглашению хоккеистов хоккейного клуба (ХК) «Звезда», которая под руководством тренера и руководителя клуба Р. З. Зиятдинова несколько сезонов играла и в Чемпионате Пермского края, и с успехом представляла Свердловскую область, занимая призовые места. Министр осмотрел инфраструктуру спортивного комплекса деревни: хоккейный корт, раздевалки для хоккеистов и трибуны для болельщиков, а также пообщался с населением. В конце встречи ХК «Звезда» были вручены спортивный инвентарь и клюшки для хоккеистов.

24 декабря 2021 года состоялось открытие блочно-модульного фельдшерско-акушерского пункта в деревне Усть-Баяк. Работала фельдшером в деревне Усть-Баяк в 1994-2022 гг. Награждена Почетной грамотой МО Красноуфимский округ.

Это первый из одиннадцати ФАПов, смонтированных в 2021 году, который открыл свои двери для 411 жителей уральской деревни. На строительство и оснащение нового ФАПа было потрачено более 7 млн. рублей. Медпункт возведен с использованием энергосберегающих технологий. При строительстве учтены все климатические нормы, организовано отопление с помощью электроконвекторов. Площадь окон рассчитана в соответствии с нормами естественной освещенности помещений. В новом здании обеспечена доступность для инвалидов. ФАП оснащен необходимым медицинским оборудованием в соответствии с современными стандартами лечения. Рабочее место фельдшера подключено к информационным системам, что очень удобно, можно оперативно получить результаты исследований, записаться на консультации к специалистам, в том числе с использованием телемедицины.

В 2021-2022 гг. был сделан ремонт ограждения кладбища профлистом силами жителей деревни.

В 2021 году местный ансамбль «Чишма» влился в вокально – хореографический ансамбль «Ляйсан».

В 2022 году обустроена территория вокруг здания ФАП и проведен ремонт контейнеров ТКО. В августе этого же года было расширено сельское пастбище. Сделан монтаж электроизгороди и запуск электропастуха силами жителей деревни.

Наиболее распространенные фамилии в населенном пункте – Ахтаров, Фазлыев, Муфлиев. Преобладающее население – татары.

Сейчас в инфраструктуру деревни входят Усть-Баякский территориальный отдел, Усть-Баякская общая образовательная школа, Усть-Баякский ФАП, Усть-Баякский сельский клуб, Усть-Баякский ветеринарный участок, общественная организация Совет ветеранов, магазин. Деревня относится к Усть-Баякскому территориальному отделу. В настоящее время в д. Усть-Баяк 9 улиц и 1 переулок. Проживает 357 человек.

Расстояния

Расстояние до районного центра:

г. Красноуфимск17 км.

Расстояние до областного центра:

Екатеринбург215 км.

Расстояние до столицы:

Москва1648 км.

Население

2002 - 480

2010 - ↘387

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 480 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 387 человек.

Как доехать до деревни Усть-Баяк?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *