История Челябинской области

История Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург.

Основателем Челябинска является полковник Алексей Иванович Тевкелев. Настоящие фамилия и имя – Маметов Кутлу-Мухамет. Он принял решение, где должна размещаться и как должна строиться крепость. По распоряжению А. И. Тевкелева она стала заселяться первыми поселенцами. Не исключено, что и имя новой крепости было дано при его участии.

В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор. В период пугачевского восстания в 1774 году крепость перешла на сторону восставших и несколько месяцев здесь держалась казачья республика.

В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города, а в июне 1782 г. получил свой герб.

Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.

В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло. Если в 1897г. оно составляло около 20 тысяч человек, то в 1917г. население города насчитывало уже около 70 тысяч человек, а территория увеличилась на треть.

Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище, женская прогимназия, реальное училище, торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.

После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Только во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области.

В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

История Челябинской области

Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии — ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя — Танкоград. Танкоград – такого города не было на карте, но о нем сообщалось в сводках Совинформбюро, о нем знали солдаты на фронте. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. 7 ноября 1941 года челябинские танки участвовали в параде на Красной площади, боевое крещение они прошли под Москвой.  Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш». Танкоград был награжден орденом Кутузова I степени, а на Комсомольской плошади Тракторозаводского района воздвигли памятник героям Танкограда – боевой танк на гранитном постаменте с надписью: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом».

В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории. В начале 50-х гг. здесь еще преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Но уже в 1947 г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *