Пия — село Верхотурского городского округа Свердловской области, Россия.
Географическое положение
Село муниципального образования Верхотурского городского округа, в 43 километрах на юго-восток от города Верхотурье (по автомобильной дороге — 50 километров), располагается по обоим берегам реки Вытека (левый приток реки Кавма, бассейна реки Пия), неподалёку от устья. Село окружено полями и хорошо просматривается со всех сторон. В начале XX века отмечали, что Пийское село Верхотурского уезда располагалось в 336 верстах от Екатеринбурга, к северу, и от Верхотурья, к югу, в 46 верстах. Речка Вытека, на берегах которой находилось село, пересыхала летом, а деревни прихода были расположены на речках Пие и Калме. Почва глинистая, местность прихода была богата лесами, но климат нездоровый вследствие множества болот. Предполагалось, что причиною заселения места было обилие кедрового леса в прошлом, а к 1902 году он почти весь уже вырублен.
История села
Основано в 1680 году стрельцами и посадскими людьми. Названо по реке Пия, в бассейне которой находится само село, а сама река протекала в 4 верстах от него. Главным занятием населения в 1900-х годах были куренные работы: рубка дров и приготовление угля, что заставляли крестьян удаляться в леса на всё осеннее время. Также ещё приготовляли мочала, рогожи, сита и лукошки, занимались сбором кедровых орехов и очень мало хлебопашеством.
До 1856 года жители прихода состояли в приходе Салдинского села. Но, вследствие дальности расстояния и неудобства пути сообщения с Салдинским селом, особенно весною при разливе рек: Пии и Салды, образовался самостоятельный приход. 26 октября 1856 года была заложена каменная однопрестольная церковь. В 1864 году по указу Пермской Духовной Консистории от 31-го Декабря за № 8811-м, в деревне Большой Пие храм был окончательно устроен, и образовался отдельный самостоятельный приход, состоящий из деревень, принадлежавших ранее к приходу Сретенской церкви Салдинского села, Малая Пия, Василева, Чернова, Таскина, Карпова, Мотырева, Глазунова и Волоковая, в количестве 520 мужского пола и 551 женского. В 1875 году к этому приходу были ещё причислены крестьяне Салдинской Сретенской церкви из деревень: Заплатиной, Батраковой и Юри в числе 173 человек. Но вскоре по их нежеланию менять приход все эти крестьяне были переведены обратно в Салдинский приход. Все прихожане были русские православные крестьяне. В 1900 году всего населения было 1775 человек (из них 873 мужчины и 902 женщины). В деревне Пие была деревянная часовня с колокольнею, построенная в честь собора Пресвятыя Богородицы, и была заложена по грамоте Митрополита Тобольского и Сибирского Филофея от 24 марта 1702 года. При построении храма часовня была разобрана; иконы из неё помещены в храм, а наиболее ветхие и старинные из них перенесены в кладовую. Каменный одноэтажный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, с такою же колокольнею, заложен 26 октября 1856 года, по благословению Архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита, постройка его окончена в 1863 году. 13 марта 1865 года храм был освещён во имя святого Николая архиепископа Мирликийского.
Весь храм с алтарём и колокольнею длиною 15 сажен и 3 четверти, шириною 5 сажен 2,5 аршина, а вышина храма до главы с крестом 8 сажен и 1 аршин. Храм был обнесён каменною с железными решётками оградою. Около храма находились два каменных флигеля, в одном из которых жил просфорня, а в другом помещалось земское начальное училище. В 1894 году храм внутри был украшен живописью с орнаментами. Придельных алтарей при храме не было. Возле правого клироса в храме находилась икона Божией Матери «Достойно есть», приобретённая из Афонского Пантелеимонова Монастыря старанием крестьянина Евгения Иринархова Волоковых. На иконе имеется сребро-позлащенная риза, пожертвованная купеческой вдовой Раисой Михайловной Цирныщиковой. В деревне Карповой этого прихода имелась деревянная часовня, построенная в 1885 году во имя Святого Пророка Илии и Вознесения Господня; в деревне Волоковой в 1898 году была построена каменная часовня во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
В 1932 году церковь была закрыта и стоит в полуразрушенном состоянии.
О селе
Село Пия расположено на небольшой возвышенности («Как выедешь пахать – Пию далеко видать»). Водоисточник: реки Пия и Кальма. Первая – приток реки Салды, впадающей в реку Тагил Красногорской волости от уездного города в 43 верстах.
Впервые д. Пия упоминается в 1680 году в переписи Верхотурского уезда. В ней был один двор, и она принадлежала к разряду окологородских деревень, хотя находилась в 43 верстах от уездного города Верхотурье, но по реке Салде было уже построено несколько заводов. Заселена она была выходцами из стрельцов и посадских людей из Верхотурья, так как местность была богата природными богатствами: лес, много боровой дичи и других лесных обитателей: лосей, медведей, кабанов и пушных зверей, белок, куниц, лисиц, горностаев и даже соболей. В окрестных угодьях было много кедровников, которые в урожайные годы давали большое количество кедровых орехов, имевших спрос на городских рынках, из ягод – целые нетронутые боры с чернижником, земляникой, княженикой, брусникой, смородиной, малиной. На обширных болотах в округе можно было вёдрами собирать клюкву, морошку, голубику. По берегам реки, её притокам и низким местам были заросли черёмухи, рябины, калины, жимолости, смородины. Грибов и до сих пор в Пиинских угодьях можно набрать вёдрами, даже в неблагоприятные для их роста годы.
В 1702 году по грамоте митрополита Филофея заложена деревянная часовня с колокольней. Когда она совсем обветшала от времени, на этом месте была построена каменная церковь, которая сейчас доживает свой век. В самом центре Пии она долгие годы украшала село своим видом, архитектурой и густой зеленью берёз, тополей и лип вокруг ограды. Постройка в этой, тогда немноголюдной и отдалённой, деревне первой часовни даёт возможность сделать вывод, что на реке Пия тогда жили вогулы (коренное население). Такое предположение можно подтвердить и тем, что в списке новокрещёных вогул, принявших христианство, в 1718 году в приходе Салдинской или Рублёвской Сретенской церкви (построенной во имя праздника – Сретение), записано 5 человек вогул, составлявших Верхне-Салдинскую волость. Возможно, жили они на реке Пия совместно со стрельцами и посадскими людьми, как, например, это было на реке Сосьва.
Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей особенно настойчиво строил церкви и часовни в тех селениях, где жили вогулы, по этим сопоставлениям и фактам можно сделать предположение, что в Пие начало поселению положено значительно ранее вогулами, а к ним присоединились уже с 1680 года отдельные стрельцы и посадские люди из Верхотурья.
Первая церковь здесь была построена в 1864 году. Тогда и образовался самостоятельный Пиинский приход и деревне Пия присвоен статус села.
По сведениям 1908 года в селе Пия было 99 дворов, в них проживало жителей — мужчин и женщин 651 человек. А в 1968 году только голосующих было 490 человек. В 1871 году было построено типовое земское училище. И в этом же году в нём начались занятия. Здание, пожалуй, единственное в уезде, сохранилось и до наших дней (надо успеть сделать снимки этой школы, написать её историю, пока ещё есть люди, которые в ней учились и помнят учителей и историю села, в котором осталось очень небольшое количество жителей).
В Пие земством был открыт в это же время медицинский земский фельдшерский пункт, который работал и в доперестроечный период, и в настоящее время. В Пие проживает медработник-пенсионерка Черных Любовь Михайловна 1925 года рождения, проработавшая более 45 лет, к ней и обращаются жители села в неотложных случаях для оказания первой медицинской помощи.
В 1908 году в селе было 4 торговых лавки, в том числе одна казённая, продающая до 1193 вёдер вина в год. Население Пии имело доходы не только от земледелия и содержания скота, но и, главным образом, от подзаводских работ, сплава леса, выжега угля древесного и вывозки его на заводы, которые появлялись в верховьях реки Салда, заготовки дров в зимнее время, охоты на лосей, медведей, волков, лисиц, зайцев, белок, куницу и т.д.
В период коллективизации в Пиинском сельском совете, куда входили деревни Черново, Василята (Глазунова), хутор Таскина, Карпова, Буксина, Мотыри, Завьялово, село Пия, образовался 41 колхоз, среди которых были «Новая деревня», «Пламя», «Ударник», «Стахановец» (он просуществовал недолго, так как жители разъехались, кто в Верхотурье, кто на заводы, расположенные на реках Салда и Тагил, куда они раньше возили дрова и древесный уголь).
Люди покидали и другие деревни Пиинского сельского совета ещё и потому, что совершенно не было хорошей проезжей дороги даже до Прокоп-Салды, особенно в летний и осенний периоды. Недаром в нашем уезде бытует пословица «Кто в Пие не бывал, тот горя не видал». Но надо сказать, что население Пиинского сельского Совета до Великой Отечественной войны жило сравнительно обеспеченно за счёт приусадебных хозяйств, да и трудодни в предвоенные годы были довольно полновесными.
В селе работало 3 магазина, семилетняя школа, почта, сельский клуб и библиотека, медицинский пункт, сельсовет и правление колхоза «Новая деревня».
После Великой Отечественной войны очень сократилось мужское население, как везде, самую работоспособную часть населения унесла война, а после создания совхозов большинство деревень Пиинского сельсовета вошли в список неперспективных и постепенно исчезли, многие жители переехали на центральную усадьбу совхоза «Авангард» и другие места. В результате на территории сельсовета осталось одно село Пия, где доживают свой век, в основном, люди пенсионного возраста. А сколько было молодёжи в деревнях этого отдалённого от райцентра сельсовета! В каждом совхозе была комсомольская организация. Как интересно проводились праздничные вечера, организаторами которых были сельские интеллигенты и завклубом, сколько было талантливых девчат и парней, гармонистов, балалаечников! Пиинцы, несмотря на бездорожье, принимали участие в районных смотрах художественной самодеятельности взрослых коллективов, а в мартовские каникулы в смотрах художественной самодеятельности школ района нередко занимали призовые места.
Любили чистоту и порядок. Улицы не зарастали лопухами, а ворота не висели на одной петле, качаясь от ветра. Каждый домохозяин считал для себя позором, если у него не были ухожены под метёлочку двор и территория перед домом. Засмеют мужики острыми языками. Помнится, председателем правления колхоза много лет был моряк Постников Алексей Евдокимович, весёлый, за словом в карман не полезет, порядок любил и требовал, чтобы он соблюдался во всём. Сам всегда аккуратно одет, подтянут, общителен. Любили и уважали его люди, хотя и требовательный был, не любил пьяных, особенно в рабочее время, боялись попасть ему на глаза, отчитает, по морскому обычаю, так, что в другой раз не захочется такого.
А женщины украшали свои горницы вышитыми скатертями, полотенцами, цветущими геранями на окнах. К большим праздникам до блеска выскабливали дресвой некрашеные стены и полы и стелили домотканые половички от крыльца, если ограда крытая – до входной двери в воротах.
Грустно вспоминать огромные посевные угодья, поля, занятые поспевающими зерновыми культурами, дружную работу во время посевной или уборочной кампании, людей, которые трудились с песней, с огоньком, хотя трудностей хватало и в те времена. Отношения между людьми были другими: дома и ограды на замки не запирались, чужие в отдалённых пиинских деревнях встречались редко, а от своих деревенских соседей за замки и высокие заборы не прятались. Если случалось у кого-то несчастье или горе – переживали вместе и помогали чем могли, морально поддерживали всем миром. Хоть и жили не богато, но по-человечески тепло и открыто, без камня за пазухой.
Расстояния
Расстояние до районного центра:
г. Верхотурье51 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург352 км.
Расстояние до столицы:
Москва1858 км.
Население
1873 - 432
2002 - ↘59
2010 - ↘28
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1873 году, когда она составляла 432 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 28 человек.