Басьяновский — посёлок в Верхнесалдинском городском округе Свердловской области России. В 1938—2004 годах обладал статусом рабочего посёлка (посёлка городского типа). Поселок с ныне не действующей узкоколейной железной дороги.
Географическое положение
Басьяновский расположен в центральной части Свердловской области, на левом берегу реки Тагил, в 45 километрах к северу от районного центра города Верхней Салды, в 64 километрах (в 85 километрах по дороге) к северо-востоку от ближайшего большого города Нижнего Тагила и в 163 километрах (по дороге в 214 километрах) к северу от областного центра Екатеринбурга.
В четырёх километрах к северо-западу от центра посёлка расположено Басьяновское озеро, окружённое болотами. Эти болота содержат крупные запасы торфа (около 150 млн. т.), и с 1937 года на них ведётся добыча торфа. Для перевозки торфа в 1936 году была построена узкоколейная железная дорога (в настоящее время не эксплуатируется). Узкая колея была проложена от торфомассива «Кокшаровский» до находящейся в двух километрах к югу от посёлка железнодорожной станции Перегрузочной (конечная железнодорожной ветки широкой колеи Моховой−Перегрузочная).
Топононим
По легенде — название «Басьяновский» происходит от имени вогульского богатыря Босьянко, бывшего сотником ясачных вогулов на реке Салде в 1626 году.
Население
Численность постоянного населения по данным на январь 2004 года — 1693 человека, из них 1443 человека старше 18 лет, в том числе 589 пенсионеров. Серьёзной проблемой для посёлка Басьяновского является отток молодого населения в связи с безработицей.
История
На прилежащих к посёлку Басьяновскому территориях издревле жили люди, подтверждения этому находят археологические экспедиции, проходящие рядом с бывшим Вторым посёлком и кладбищем, там находят предметы быта, оружие и украшения, датирующиеся от палеолита, до времён походов Ермака.
Современная же история посёлка Басьяновский, начинается в 1930-х годах, когда в связи со строительством в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавода» которому нужно было дешёвое технологическое топливо, а таким на тот момент являлся торф, началось строительство Басьяновского торфопредприятия, а вместе с ним и посёлка Басьяновского.
Статус рабочего посёлка Басьяновскому был присвоен в 1938 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР.
Своего расцвета Басьяновское торфопредприятие достигло в 1960-70 годы, с переходом на новый вид добычи торфа — фрезерный. Топливный торф отправлялся на Качканарскую ТЭЦ, сельскохозяйственный торф вывозился на поля совхоза. В этот же период расцвёл и посёлок. В посёлке работали: средняя и вечерняя школы, филиал ГПТУ-71 г. Свердловска, два детских сада, ясли, дом культуры с кинозалом на 500 мест. Басьяновская больница состояла из стационарного отделения на 50 коек, детского отделения, родильного отделения, поликлиники. Имелись хозяйственный магазин, магазин продовольственных и промышленных товаров, дом быта, столовая, общежитие, санаторий-профилакторий. Численность жителей посёлка достигала четырёх тысяч человек. Только на Басьяновском торфопредприятии работало до 1300 человек. Торфяная промышленность была изначально планово-убыточной, добыча торфа всегда дотировалась государством. При переходе к рыночной экономике государство перестало дотировать добычу торфа. Основной потребитель топливного торфа — Качканарская ТЭЦ перешла на более дешёвый вид топлива — природный газ; совхозы распались. Это привело к резкому сокращению спроса на торф, и как следствие — упала его добыча. Градообразующее Басьяновское торфопредприятие в 2002 году было признано банкротом и во время процедуры конкурсного управления имущественный комплекс Басьяновского торфопредприятия был продан.
В 2002 году ООО «Призма» приобрела торфодобывающий комплекс рядом с посёлком Басьяновский.
В июле 2004 года рабочий посёлок Басьяновский был отнесён к категории сельских населенных пунктов к виду посёлок.
Первые участки узкоколейной железной дороги были построены в 1930-е годы. Добывавшийся здесь топливный торф поставлялся на крупные промышленные предприятия, в том числе Уральский вагоностроительный завод, расположенный в Нижнем Тагиле. Для вывоза торфа была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Моховой (на участке Нижний Тагил — Алапаевск) до окрестностей посёлка Басьяновского. Расположенная вблизи посёлка железнодорожная станция, являющаяся конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи, в связи с наличием перегруза с узкой колеи на широкую получила название Перегрузочная.
Несколько позднее была построена значительная по протяжённости линия узкой колеи, связавшая посёлок Басьяновский с городом Красноуральском (до 1932 года посёлок Уралмедьстрой). По ней торф поступал на промышленные предприятия города. В 1970-х годах доставка торфа в Красноуральск была прекращена. Через некоторое время узкоколейная линия на Красноуральск была разобрана.
В настоящее время от узкоколейной дороги сохранилось лишь бесхозное здание станции, вся транспортная связь с посёлком осуществляется только автобусным движением.
Инфраструктура
В посёлке Басьяновском есть клуб (досуговый центр) «Современник» с библиотекой, участковая больница (общая врачебная практика), школа, детский сад, работают отделения почты и Сбербанка. В посёлке действует православный храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Работает несколько магазинов.
Добраться до посёлка можно на автобусе из Нижнего Тагила, Верхней Салды и Нижней Салды. Железнодорожная станция Перегрузочная с 2011 года не имеет пассажирского движения.
Промышленность
Производственная база посёлка Басьяновский представлена двумя небольшими предприятиями: ООО «Призма» (обособленное подразделение, торфопредприятие) и ООО «Басьяновское торфодобывающее предприятие», которые добывают топливный торф для котельной посёлка и сельскохозяйственный торф для продажи населению в качестве удобрения, муниципальное унитарное предприятие «Басьяновское коммунальное хозяйство», которое вырабатывает тепловую энергию для отопления жилого сектора, обеспечивает управление и эксплуатацию муниципального жилого фонда.
О поселке
Поселок Басьяновский расположен в 32 км на северо-северо-восток от районного центра города Верхняя Салда (растояние по автодороге — 45 км), в левобережье реки Тагил, в 2 км на юго-восток от озера Басьяновское.
Возможное происхождение названия поселка «Басьяновский» связано с обско-угорским происхождении фамилии Басьянов или именем Басьян. А согласно легенды — по имени бывшего сотника ясачных вогулов, живших на реке Салда в 17 веке, вогульского богатыря Босьянко.
Строительства Басьяновского торфопредприятия осуществлялось спецпереселенцами. В основном это были кулаки с семьями из Верхотурского, Гаринского, Новолялинского районов, куда их ранее переселяли с Украины, Кубани, из Чувашии, Мордовии. Имеются представители и других национальностей, в частности, башкиры и татары.
В настоящий момент численность постоянного населения составляет около 1500 человек, больше трети из них — пенсионеры. Большой проблемой для посёлка Басьяновский является безработица, ввиду чего имеется значительный отток молодого населения.
На прилежащих к Басьяновскому посёлку территориях люди жили с давних времен. Подтверждением этому являются археологические находки предметов быта, оружие, украшения, датирующиеся периодами от палеолита, до времён походов Ермака.
Современная история посёлка Басьяновский, начинается в 1930-х годах, когда в Нижнем Тагиле началось строительство «Уралвагонзавода» которому требовалось технологическое топливо. Торф на тот момент являлся самым доступным и дешевым сырьем. Началась разработка площадки для Басьяновского торфопредприятия, парралельно с этим велось строительство и самого посёлка Басьяновский.
Основное строительство было осуществлено к 1935 году. К этому времени были построены трансформаторная подстанция, столовая и жилье на 500 мест.
В 1938 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Басьяновскому был присвоен статус рабочего посёлка.
1960-70 годы являются пиком расцвета поселка Басьяновский. В это время на Басьяновском торфопредприятие стал применяться новый вид добычи торфа — фрезерный. Топливный торф отправлялся на Качканарскую ТЭЦ, сельскохозяйственный торф вывозился на поля совхоза. В посёлке работали: два детских сада, ясли, средняя и вечерняя школы, филиал ГПТУ-71 г. Свердловска, дом культуры с кинозалом на 500 мест, поликлиника. Басьяновская больница имела стационарне отделение на 50 коек, детское и родильное отделения. Имелись большой двухэтажный магазин продовольственных и промышленных товаров, хозяйственный магазин,дом быта, столовая, общежитие, санаторий-профилакторий. Численность жителей посёлка достигала 4 тысяч человек.
Но добыча торфа была изначально планово-убыточной и всегда дотировалась государством, поэтому при переходе к рыночной экономике в 90-х годах государство перестало дотировать добычу торфа. Основные потребители топливного торфа перешли на более дешёвый вид топлива — газ. Произошло резкое снижение спроса на торф, и как следствие. Градообразующее Басьяновское торфопредприятие в 2002 году было признано банкротом и во время процедуры конкурсного управления имущественный комплекс Басьяновского торфопредприятия был продан. В настоящее время добывается топливный торф для котельной посёлка и сельскохозяйственный торф для продажи населению в качестве удобрения.
2 июля 2004 года Законодательным Собранием Свердловской области рабочий поселок Басьяновский отнесен к категории сельских населенных пунктов к виду поселок.
Узкоколейная железная дорога Басьяновского торфопредприятия.
В связи с болотистой местностью перевозка добываемого торфа была крайне затрудительной, поэтому для этих целей решено было использовать узкоколейную железную дорогу.
Первые участки узкоколейной железной дороги были построены в 1930-е годы. Железная дорога узкой колеи строилась для доставки торфа с мест разработок. Для вывоза торфа была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Моховой. В связи с перегрузкой торфа с узкой колеи на широкую станция являвшаяся конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи в окрестностях посёлка Басьяновский так и была названа — Перегрузочная.
Позднее была построена значительная по протяжённости линия узкой колеи, связавшая посёлок Басьяновский с городом Красноуральск и снабжавшая промышленные предприятия Красноуральска. После прекращения доставки торфа в Красноуральск в 1970-х годах эта узкоколейная ветка была разобрана.
Действовали узкоколейные линии, ведущие от посёлка Басьяновский (станция Центральный Посёлок) в западном направлении к населённому пункту Выя и торфомассиву Казачий, в северо-восточном направлении — на Кокшаровский торфомассив.
Узкоколейная железная дорога являлась основным средством сообщения с тремя населёнными пунктами: Выей, 1-м посёлком и 2-м посёлком.
Интересным фактом является использование узкоколейной железной дорогой для перевозки покойников на кладбище, так как место захоронения выбрано по каким-то причинам на значтиельном удалении (порядка 5 километров) от посёлка Басьяновский.
Расстояния
Расстояние до районного центра:
г. Верхняя Салда42 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург214 км.
Расстояние до столицы:
Москва1855 км.
Население
1959 - 6215
1970 - ↘4917
1979 - ↘2861
1989 - ↘2255
2002 - ↘1773
2004 - ↘1693
2010 - ↘1454
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1959 году, когда она составляла 6215 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 1454 человек.