Сербишино — деревня в Невьянском городском округе Свердловской области России.
Население
По переписи 2010 года постоянное население — 44 человека, из них 19 мужчин и 25 женщин. Преобладающая национальность (на 2002 год) — русские (91 %). Долговременная динамика численности населения:
География
Деревня расположена в глухой лесистой местности в среднем течении реки Нейвы к северо-западу от Екатеринбурга, к юго-востоку от Нижнего Тагила и в 18 км к северо-востоку до центра округа города Невьянска. До ближайшей железнодорожной станции Невьянск — 20 км. Ближайшие населённые пункты — Нижние Таволги, Реши.
Сербишино является самым северным населённым пунктом Невьянского района и Невьянского городского округа.
История
В XIX веке деревня входила в состав Верхотурского уезда, в деревне проживало 266 человек.
До 1935 года в селе действовал «Введенский» женский монастырь. Сохранились могилы матушки Валерии и отца Симеона, основавших обитель.
В советское время была в составе Таволгинского сельсовета Невьянского района.
Инфраструктура
В деревне действует православная церковь Преображения Господня, работает магазин.
Добраться до деревни можно на автобусе из Невьянска.
О деревне
Сербишино стоит на левом берегу реки Нейвы в Свердловской области, в устье её левого притока – речки Сербишная. Этот населённый пункт возник во второй половине XVIII века. По данным ревизии 1782 года, здесь проживало пять семей. Первыми жителями были переселенцы из деревень Решевской, Верх-Нелобской и Фетьковки. В 1858 году здесь жило 232 человека. В деревне имелась православная Михайловская часовня. Второе название деревни – Малехоны. По легенде, оно дано по имени жившего тут вогульского шамана Малехонга.
Эта деревня – знаковое место для православных. Здесь родился, жил и похоронен местночтимый Симеон Сербишинский (или Афонский). Сведения о его жизни немного разнятся. А. Назаров в книге «Таволожский маршрут» пишет, что он родился в 1860 году в местной крестьянской семье и его звали Анисим. На информационном аншлаге в мужском скиту говорится, что в миру его звали Семён Бородин, а родился он в 1857 году.
Так или иначе, он с детства мечтал уйти в монастырь и любил ходить по святым местам. Чтобы отвлечь сына от этого, родители женили его на девушке Варваре, которая жила в этой же деревне. Однако, по легенде, тот не отступил от своего замысла и уговорил Варвару воздержаться от физической близости – жить, как брат и сестра.
Вскоре мужчина пошёл по святым местам, в том числе на гору Афон. Путешествие продлилось несколько лет. Варвара осталась в деревне, погрузившись в молитвы. К ней стали приходить верующие девушки, постепенно образовалась община. В 1913 году она приняла постриг в Покровском женском монастыре в Верхотурье с именем Валерия. Через три года, уже монахиней, она вернулась в Сербишино с благословением строить обитель от Покровского монастыря.
Тем временем её муж дошёл до своей цели. Один из старцев в Пантелеимоновом монастыре, согласно легенде, сказал ему: «Ступай в мир. Ты там нужен. Будет там у тебя и Афон и Голгофа». И он вернулся в Сербишино иеромонахом Симеоном как раз к началу строительства его женой монастыря. Симеон и Валерия отдали под строительство свою землю, помогали им и другие крестьяне.
В июле 1913 года в Сербишино заложили храм, который освятили 1 февраля 1914 года. Симеон пожертвовал в него икону «Скоропослушница», которую принёс с Афона. Возникла Сербишинская женская община. В неё входило 37 женщин под руководством Валерии. В 1916 году общину преобразовали в Сербишинский Введенский женский монастырь, а Валерия стала игуменьей. Необычность появления православного монастыря в этом месте в том, что в соседних населённых пунктах жило много старообрядцев, а в этих лесах издавна было несколько старообрядческих скитов.
По рассказам местных жителей, Симеон, помня слова афонского старца, установил на самой высокой горе в окрестностях Сербишино (на другом берегу реки Нейвы) крест на насыпной каменной возвышенности. Так в Сербишино появилась своя Голгофа, а гору прозвали Афоном. Рядом с крестом он выкопал землянку-пещерку, где зажигал лампадку перед иконой святого пророка Илии. В молитвах в этом безлюдном месте Симеон проводил значительную часть времени. Иногда к нему приходили местные жители за советом.
В 1924 году Сербишинский Введенский женский монастырь закрыли. В 1928 году общину выселили из монастырских корпусов. Однако монахини поселились в частных домах и нелегально продолжали проводить свои обряды, а несколько женщин по-прежнему носили монашескую одежду. Центром нелегальной обители был по-прежнему действовавший Введенский храм. Иногда они совершали крестные ходы к отцу Симеону, поднимались на гору к кресту – Голгофе.
В 1935 году сестёр обители арестовали. Часть из них отправили в лагеря. Валерию и Симеона в силу возраста направили в старческий дом в Нижний Тагил. Позже они смогли вернуться в Сербишино. Какое-то время Симеон снова жил в избушке на горе. Затем вместе с Валерией они проживали в самой деревне. Симеон умер 3 мая 1947 года. Валерия пережила мужа на 10 лет и скончалась 3 октября 1957 года. Их могилы сохранились на местном кладбище и почитаются верующими. Осталось добавить, что в 1940 году Введенскую церковь закрыли, затем она сгорела.
В 2012 году в Сербишино был образован Свято-Введенский Симеоновский мужской скит. Его возглавил иеромонах Евфимий (Репьев). Скит относится к Нижнетагильской епархии. Здесь построили деревянный храм. Рядом появилось несколько жилых и хозяйственных построек. В лесу за скитом расположено местное кладбище, на котором похоронены Симеон и Валерия. Их могилы выделяются резными деревянными крестами и навесами. По словам отца Евфимия, при установке навеса в земле откопали два тяжёлых железных креста – вериги, которые связывают с Симеоном. Рядом – могилы бывших монахинь. На некоторых могилах можно заметить таблички-эпитафии в назидание потомкам.
Скит находится на въезде в деревню (его координаты: 57.620813°, 60.347194°). А в самом населённом пункте расположена Преображенская церковь. Внутри можно увидеть старый деревянный крест, который, как говорят, ставил сам Симеон на своей Голгофе. Здесь же висит железный крест, который Симеон носил на теле как вериги. Ещё одну церковь в Сербишино построила на своём участке местная жительница Галина Кротова, пытавшаяся возродить женский монастырь. Однако РПЦ отказалась освящать храм под предлогом, что не выдавала разрешения на строительство.
В деревне много колоритных домиков с красивыми резными наличниками. По данным переписи 2010 года, численность населения Сербишино составляла 44 человека.
Здесь заканчивается автомобильная дорога, идущая из Невьянска, поэтому до тупиковой деревушки Сербишино мало кто доезжает. Она интересна историей иеромонаха Симеона. На другом берегу реки Нейвы до наших дней даже сохранились следы его скита.
Сербишино стоит на левом берегу реки Нейвы в Свердловской области, в устье её левого притока – речки Сербишная. Этот населённый пункт возник во второй половине XVIII века. По данным ревизии 1782 года, здесь проживало пять семей. Первыми жителями были переселенцы из деревень Решевской, Верх-Нелобской и Фетьковки. В 1858 году здесь жило 232 человека. В деревне имелась православная Михайловская часовня. Второе название деревни – Малехоны. По легенде, оно дано по имени жившего тут вогульского шамана Малехонга.
Эта деревня – знаковое место для православных. Здесь родился, жил и похоронен местночтимый Симеон Сербишинский (или Афонский). Сведения о его жизни немного разнятся. А. Назаров в книге «Таволожский маршрут» пишет, что он родился в 1860 году в местной крестьянской семье и его звали Анисим. На информационном аншлаге в мужском скиту говорится, что в миру его звали Семён Бородин, а родился он в 1857 году.
Так или иначе, он с детства мечтал уйти в монастырь и любил ходить по святым местам. Чтобы отвлечь сына от этого, родители женили его на девушке Варваре, которая жила в этой же деревне. Однако, по легенде, тот не отступил от своего замысла и уговорил Варвару воздержаться от физической близости – жить, как брат и сестра.
Вскоре мужчина пошёл по святым местам, в том числе на гору Афон. Путешествие продлилось несколько лет. Варвара осталась в деревне, погрузившись в молитвы. К ней стали приходить верующие девушки, постепенно образовалась община. В 1913 году она приняла постриг в Покровском женском монастыре в Верхотурье с именем Валерия. Через три года, уже монахиней, она вернулась в Сербишино с благословением строить обитель от Покровского монастыря.
Тем временем её муж дошёл до своей цели. Один из старцев в Пантелеимоновом монастыре, согласно легенде, сказал ему: «Ступай в мир. Ты там нужен. Будет там у тебя и Афон и Голгофа». И он вернулся в Сербишино иеромонахом Симеоном как раз к началу строительства его женой монастыря. Симеон и Валерия отдали под строительство свою землю, помогали им и другие крестьяне.
В июле 1913 года в Сербишино заложили храм, который освятили 1 февраля 1914 года. Симеон пожертвовал в него икону «Скоропослушница», которую принёс с Афона. Возникла Сербишинская женская община. В неё входило 37 женщин под руководством Валерии. В 1916 году общину преобразовали в Сербишинский Введенский женский монастырь, а Валерия стала игуменьей. Необычность появления православного монастыря в этом месте в том, что в соседних населённых пунктах жило много старообрядцев, а в этих лесах издавна было несколько старообрядческих скитов.
По рассказам местных жителей, Симеон, помня слова афонского старца, установил на самой высокой горе в окрестностях Сербишино (на другом берегу реки Нейвы) крест на насыпной каменной возвышенности. Так в Сербишино появилась своя Голгофа, а гору прозвали Афоном. Рядом с крестом он выкопал землянку-пещерку, где зажигал лампадку перед иконой святого пророка Илии. В молитвах в этом безлюдном месте Симеон проводил значительную часть времени. Иногда к нему приходили местные жители за советом.
В 1924 году Сербишинский Введенский женский монастырь закрыли. В 1928 году общину выселили из монастырских корпусов. Однако монахини поселились в частных домах и нелегально продолжали проводить свои обряды, а несколько женщин по-прежнему носили монашескую одежду. Центром нелегальной обители был по-прежнему действовавший Введенский храм. Иногда они совершали крестные ходы к отцу Симеону, поднимались на гору к кресту – Голгофе.
В 1935 году сестёр обители арестовали. Часть из них отправили в лагеря. Валерию и Симеона в силу возраста направили в старческий дом в Нижний Тагил. Позже они смогли вернуться в Сербишино. Какое-то время Симеон снова жил в избушке на горе. Затем вместе с Валерией они проживали в самой деревне. Симеон умер 3 мая 1947 года. Валерия пережила мужа на 10 лет и скончалась 3 октября 1957 года. Их могилы сохранились на местном кладбище и почитаются верующими. Осталось добавить, что в 1940 году Введенскую церковь закрыли, затем она сгорела.
В 2012 году в Сербишино был образован Свято-Введенский Симеоновский мужской скит. Его возглавил иеромонах Евфимий (Репьев). Скит относится к Нижнетагильской епархии. Здесь построили деревянный храм. Рядом появилось несколько жилых и хозяйственных построек. В лесу за скитом расположено местное кладбище, на котором похоронены Симеон и Валерия. Их могилы выделяются резными деревянными крестами и навесами. По словам отца Евфимия, при установке навеса в земле откопали два тяжёлых железных креста – вериги, которые связывают с Симеоном. Рядом – могилы бывших монахинь. На некоторых могилах можно заметить таблички-эпитафии в назидание потомкам.
Расстояния
Расстояние до районного центра:
г. Невьянск21 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург109 км.
Расстояние до столицы:
Москва1842 км.