Малая Тавра (мар. Изи Тавра ) — село в Свердловской области, входит в Артинский городской округ. Является частью Малотавринского сельского совета. Главой села является Андреев Альберт Иванович.
Расположено на крайнем юго-западе области, на реке Таврушка вблизи границы с Башкортостаном.
История
Село Малая Тавра было основано под названием «Акадра» в 1760 году. Село было основано жителями Тавры. В память о родной деревне жители назвали новое поселение Малой Таврой.
Во время Великой Отечественной войны на фронт из Малой Тавры ушли 196 человек, 83 из которых не вернулись назад.
Инфраструктура
На территории села расположена открытая 29 октября 1989 года двухэтажная школа.
О селе
О его происхождении в народе бытует легенда следующего содержания, которую в 60-х годах рассказал старейший житель этого села Ахвадиев Малекбай. Раньше люди ходили таборами. Один табор остановился на красивом месте между холмами, в тайге у речушки, которая впадает в реку Ай Башкирской республики. Ныне эта деревня называется Жвакино. Население росло. Стали жить вместе русские и марийцы. Но земли свободной не стало, и русские прогнали всех марийцев. Марийцы далеко не ушли. В двух километрах восточнее обосновали другую деревню, которую назвали Большая Тавра. Но не все остались там. Багыш и Пакма со своими семьями ушли к реке Ока — обосновалась деревня Багышково. А Токтар со своим братом обосновался в 9 километрах восточнее, у другой речушки. Там образовалась другая деревня — Малая Тавра. А название трех деревень: Русская Тавра, Большая Тавра, Малая Тавра произошли, видимо, от того, что первый основатель Русской Тавры сказал: «Я основал табор». И марийцы назвали село Большой Табор. А Токтар со своим братом — Малый Табор. Затем стали говорить «Табора», что вследствие неграмотности людей и в ходе изменения произношения из «Табора» получилось слово «Тавра».
По другой версии, это слово происходит от башкирского «Тау-ара», что в переводе означает «поселение среди гор». Раньше на Урале жили башкиры и татары. Они давали свои названия поселениям. Например, деревня Сарсы Красноуфимского района получила название от башкирского «Сар-саз», что означает «желтое болото».
Перелистывая книгу «Большая Ока» Б. Давлетбаева, уроженца села Большая Ока, кандидата исторических наук, доцента Башкирского государственного педагогического института, я узнал следующее.
В двух километрах от Большой Оки на основе договора 6 февраля 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево (деревни Башкирии) с марийцами Багышем Митряевым, Яшкой Митряевым возникло Багышково.
Недалеко от Оки по договорному плану 6 февраля 1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра (Ака Тавра). Жители этих деревень внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля.
Население этих деревень быстро росло. В «Списке населенных мест Пермской губернии» за 1904 год приводится таблица «О населении Большеокинской волости». Из него видно, что в Малой Тавре тогда проживало 1179, а в Багышково — 862 человека. Для сравнения: в настоящее время в Малой Тавре проживает 870 человек, а в Багышково — 490. За годы Советской власти население этих деревень намного уменьшилось в результате голодных 1921 — 22 годов и 1930 — 31 годов, репрессий, гражданской, Великой Отечественной войн.
Как известно, 20 марта 1919 года было подписано «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономной Башкирии», по которому туда вошли деревни волостей Красноуфимского уезда: Болыпеокинской, Азигуловской, Ювинской, Новозла- тоустовской, Манчажской, Сажинской, что вызвало много неудобств. Население Красноуфимского уезда стало жаловаться и обращаться в Москву с просьбой вернуть их в Пермскую губернию. В итоге появился декрет ВЦИК о введении деревень этих волостей в состав Пермской губернии, и Большая Тавра, Верхнее Рыбино, Нижнее Рыбино, Байбулда и Багышково были введены в состав этой губернии.
С середины 18 века на башкирские земли начали приходить беглые крестьяне Среднего Поволжья, которые из-за оброка пускались башкирами в их вотчины и записывались губернской администрацией в специальные тетради — дэфтер. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, и происхождение слова «тептяр». Тептярями-марийцами во второй половине 18 века были основаны ряд деревень.
Эти населённые пункты развивались своим путём. Но их не обошли события, происходящие на Урале в 17-20 веках.
Об участии наших предков в Пугачёвском восстании можем судить по косвенным материалам. Деревни Малая Тавра и Багышково в момент этого восстания были малочисленны, т.к. с начала образования этих деревень прошло всего 12 лет. Но по мобилизации в окрестных селениях из каждых двух дворов по одному человеку в пугачёвские войска людям родов Токтара, Товая и Багыша пришлось участвовать.
Земли здешних мест отличались хорошим плодородием, давали богатый урожай, да и люди научились работать на земле. Собранный урожай хранили, кто как мог. Но по указу о строительстве запасных хлебных магазинов в 1835 году (общественные амбары для запасного хлеба, для страховки от стихийных бедствий, неурожаев) стали строить такие амбары. Все, кто сеял, собирал урожай, обязаны были сдавать туда часть урожая, чтобы обезопасить себя в будущем. По этому случаю были построены в Малой Тавре, в начале первого оврага по дороге в д. Багышково, большой склад, амбары, избушка для работников и охранника. Заработную плату им платили зерном из этого собранного урожая. Крестьяне сначала возмущались, думая, что это очередная кабала, превращение их в удельных крестьян, т.е. в крепостных, работающих на царский двор, на помещиков, и что это насильственное крещение язычников-марийцев в христианство. Волнение, восстание, вспыхнувшее в 1835 году в Большой Оке, в 9-и километрах от д. Малая Тавра (Ака-Тавра), и в других местах Башкирии, защитило их, и уральские крестьяне не стали крепостными. А марийцы деревень Большая Тавра, Малая Тавра, Багышково, Сарсов и других марийских деревень Урала отстояли веру свою до настоящих дней.
Сейчас эти построения не сохранились — они были разобраны в 20-х годах на дрова, но овраг носит название «Магази».
Пережив многое в годы гражданской войны, жители начали устраивать свой быт, свое хозяйство, думая о будущем. Тяжело им пришлось. Тяжелым был вопрос по продовольствию, не хватало зерна, рабочих рук, чтобы засевать поля после изгнания белых с Урала. С конца 1919 года начинали в принудительном порядке собирать «излишки» хлеба у крестьян, которого не хватало самим, чтоб прокормиться и отсеяться весной 20-го года. Чтобы легче было продержаться в трудные годы, крестьяне под руководством активистов Советской власти создавали комитеты бедноты (комбеды), коммуны, ТОЗы (товарищество по совместной обработке земли).
«Очерки истории Артинского района»
Расстояния
Расстояние до районного центра:
п.г.т. Арти50 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург213 км.
Расстояние до столицы:
Москва1700 км.
Население
2002 - 799
2010 - ↘627
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 799 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 627 человек.