Златоуст

Субъект Федерации Челябинская область
История и география
Основан в 1754 году
Город с 1865 года
Площадь 236,4 км²
Высота центра 538 м
Часовой пояс МСК+2:00
Население
Население ↘ 159 662 человек (2023)
Плотность 675,39 чел./км²
Коды
Телефонный код +7 3513
Почтовые индексы 456200
Код ОКАТО 75412



Златоуст — город в Челябинской области России. Административный центр Златоустовского городского округа. С точки зрения административно-территориального деления является городом областного подчинения. Экономический, политический, культурный и туристический центр запада Челябинской области. Златоуст имеет богатую историю, входит в перечень исторических городов России.
Географическое положение
Расположен в европейской части России, на реке Ай (бассейн реки Уфы), в 120 км к западу от областного центра Челябинска (160 км по железнодорожной линии) и в 1750 км к востоку от Москвы (1941 км по железной дороге). Через город проходит исторический ход Транссиба, рядом с городом проходит федеральная автодорога М-5 «Урал». Город занимает площадь 118,2 км². Протяжённость с юга на север 17 км, с запада на восток 10,4 км.
Климат
Климат умеренный континентальный. Горы влияют на климат, делая его более влажным и уменьшая годовую амплитуду температуры воздуха по среднемесячным показателям.
- среднегодовая температура воздуха: +1,9 °C;
- относительная влажность воздуха: 69,2 %;
- средняя скорость ветра: 3,5 м/с;
История
Первое русское временное поселение на территории современного Златоуста возникло в конце XVII века в связи с поиском золота.
В 1754 году А. П. Мосолов, на выкупленных у башкир вотчинных землях у горы Косотур, основал железоделательный завод, названный впоследствии в честь святого Иоанна Златоуста Златоустовским. Указ Берг-коллегии о строительстве завода был издан 31 августа 1754 года.
В 1890 году пущена в строй железнодорожная станция, названная Златоуст по названию города вблизи которого построена, это упростило с одной стороны доставку металлургической продукции завода и других товаров, в частности, пушнины в европейскую часть страны, до этого доставляемой конными повозками и далее сплавляемой водным путём посредством рек бассейна Камы, с другой стороны позволило начать использовать мазут и каменный уголь Донецкого угольного бассейна, вместо истощённого в результате многолетней вырубки деревьев древесного. Самаро-Уфимская железная дорога была переименована в Самаро-Златоустовскую. В 1891 году с продолжением строительства железной дороги до Челябинска и далее Сибирской железной дороги на заводе начали производить рельсовые скрепления.
К 1900 году в городе имелись 2916 домов, из них 299 каменных, 8 церковных заведений, в том числе одна старообрядческая церковь, римско-католический костёл, протестантская кирха, городские трёхклассное училище, 2 одноклассных училища (мужское и женское), 4 начальных училища, городская и заводские больницы и аптеки, городская библиотека. Действовали заводы: казённый чугуноплавильный и железоделательный (1000 рабочих), 7 полировочных, пиво-медоваренный, мыловаренный, суконная фабрика и ряд мелких предприятий, в том числе артель мастеров кустарного изготовления железных и стальных изделий (3000 рабочих).
В 1903 году произошёл массовый расстрел митинга бастовавших рабочих Златоустовского казённого завода. Погибли 69 человек, более 250 были ранены, более 100 арестованы.
К середине 1910-х годов население города насчитывало около 20 000 человек.
В Великой Отечественной войне приняло участие более 30 тыс. златоустовцев, более 9 тысяч из них не вернулось с полей сражений. За годы войны предприятия города произвели 1,58 млн тонн стали, 1,4 млн тонн проката, 13,8 млн корпусов снарядов и мин, 109,5 тыс. пулемётов различных марок, 41,8 тыс. авиационных пушек, 292,3 тыс. часов для танков, самолётов и ВМФ. В этот период в Златоуст прибыло эвакуированное оборудование и специалисты более 20 предприятий, в том числе: Тульского оружейного, Подольского механического, Первого Московского часового, Первого государственного точных технических камней (ТТК-1), 2-го Лужского абразивного заводов.
В 2004 году Златоуст стал административным центром Златоустовского городского округа Челябинской области.
Население
Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности жителей за последние 10 лет.
Суммарная численность жителей города на 2023 год составляла 161,8 тысячу человек.
Данные с графика показывают стабильное снижение численности населения с 174962 человек в 2010 году до 161774 человек в 2023 году.
В Златоусте проживают следующие народы: русские,татары, башкиры.
На январь 2019 по числу жителей Златоуст занимал 112 место из 1117 городов РФ.
Промышленность
- ООО «Златоустовский металлургический завод».
- АО «Златоустовский машиностроительный завод».
- Локомотивное депо Златоуст.
- АО «Уральский институт проектирования промышленных предприятий».
- ООО «Завод «Стройтехника».
- ООО «Златоустовская оружейная фабрика».
Транспорт
В городе находится управление Златоустовского региона Южно-Уральской железной дороги и железнодорожная станция Златоуст, располагающаяся на историческом ходе Транссиба. Была построена при сооружении Самаро-Златоустовской железной дороги.
Пригородные и междугородные пассажирские перевозки, кроме железнодорожного транспорта, также осуществляются автобусами. В городе действует автовокзал.
Развиты трамвайные и автобусные маршруты, функционируют маршрутные такси и такси.
Трамвайные линии в Златоусте являются вторыми по времени возникновения и третьими по протяжённости в Челябинской области. Трамвайная система является самой высокогорной в России.